Что словарный запас человека. Словарный запас – показатель интеллектуального развития человека. Можно ли увеличить используемый набор слов

Человека вполне может служить весьма объективным показателем его интеллектуального развития, высокого уровня культуры и хорошего образования. Общество, как правило, воспринимает подобную личность как умную и творческую. Такому члену социума изначально проще найти хорошую и более перспективную работу, он быстрее и успешнее продвигается по карьерной лестнице и имеет репутацию человека, к советам и рекомендациям которого следует чаще и внимательнее прислушиваться.

Что подразумевает под собой понятие словарный запас человека?

Говоря проще, это набор слов, которым владеет тот или иной человек. По мнению современных ученых, словарный запас человека бывает двух видов: активный и пассивный. Первый состоит из слов, которые используются как при написании, так и в устной речи. Пассивный же, в свою очередь, - это тот набор слов, который узнается и понимается, но не употребляется человеком. Как правило, последний в несколько раз превосходит первый.

Каков же словарный запас русского языка?

В соответствии с недавно полученными статистическими данными, наш язык насчитывает почти 500 000 слов, но в повседневной речи используется лишь 3000. Обычный школьник оперирует 5000 словами, а словарный запас совершеннолетнего - 8000.

В других языках дело обстоит практически также.

Можно ли увеличить используемый набор слов?

Очень часто в повседневных разговорах приходится слышать о косноязычии того или иного общего знакомого. Нередко можно встретить и мнение касательно того, что дар ораторства дается нам при рождении и впоследствии словарный запас человека (как предрасположенность, например, к каким-то вредным привычкам либо заболеваниям) исправить нельзя. Это не больше, чем заблуждение! Можно! Можно дополнить, исправить и улучшить! И сделать это не так уж и сложно, главное - поставить цель.

Как улучшить словарный запас человека. Список нехитрых советов

  • Составьте список слов, которые вы непременно используете изо дня в день. Пусть этот перечень будет как можно длиннее. Готово? Теперь, воспользовавшись толковым словарем или словарем синонимов, напротив каждого слова напишите несколько его альтернативных вариантов. Например, «интересный» - примечательный, занимательный, любопытный, заслуживающий внимания, достопримечательный. Постарайтесь их запомнить и в течение дня употребить хотя бы один раз каждый из выписанных вариантов. Только так они смогут отложиться в нашей памяти.
  • Читайте как можно больше. Начните с книг тех авторов, которые вам близки и приятны. И только постепенно можно будет переходить к более серьезной литературе. Если в произведении встречается незнакомое слово, рекомендуется обязательно посмотреть его значение в словаре, а в том случае, если вы хотите его запомнить, прочитайте вслух и несколько раз повторите мысленно. Почему именно так? - Современные ученые доказали, что в человеческой памяти лучше откладывается то, что было хотя бы единожды произнесено.
  • Пишите. Если вам некому писать длинные, теплые и наполненные положительными эмоциями письма, воспользуйтесь примером Демосфена: переписывайте чужие статьи, любимые художественные произведения, выписывайте в специальную тетрадь всколыхнувшие что-то в душе стихотворения или высказывания великих.
  • Кроссворды тоже достаточно полезны для развития словарного запаса. Но в этом случае хотелось бы предупредить - издания, печатающие их, должны быть известными и проверенными.
  • Если вам приходится большую часть своего времени проводить в дороге или за рулем, и на вышеупомянутое ну просто катастрофически не хватает свободного времени, можно прибегнуть к помощи аудиокниг, выбор которых сейчас достаточно велик, да и качество вполне достойное.

Такими проверенными способами вы сможете постепенно увеличивать свой словарный запас: английский, китайский, французский и любой другой. Но не следует забывать, что, не прилагая усилий, вам вряд ли удастся сделать свою речь более мелодичной, информативной и выразительной.

Группа бельгийских исследователей, представляющих Гентский университет, выяснила, сколько слов в среднем знают достигшие двадцатилетнего возраста люди, родным языком для которых является американский английский. Как оказалось, эта цифра составляет 42 тысячи.

Специалисты отмечают, что речь идет о словах в основной форме, то есть в той, в какой их можно увидеть в словаре. Имена собственные в перечень также не входили. В ходе своего исследования ученые использовали перечень, включавший в себя около 62 тысяч слов.

Ученые провели тестирование с участием более чем 220 тысяч человек. Каждому из них был продемонстрирован список, включающий в себя 67 «настоящих» слов, а также 33 сочетания букв, похожих на английские слова, но на самом деле такими не являющиеся. Участникам исследования было нужно сказать, значение каких из находящихся перед ними слов им известно. При этом выбор несуществующего слова снимал с участников «баллы», поэтому им было невыгодно пытаться назвать те или иные слова наугад. Помимо непосредственно тестирования, добровольцы должны были привести некоторые данные о себе, в том числе касательно своего возраста и уровня образования.

На основании количества правильных ответов ученые с помощью ранее разработанного алгоритма смогли предположить, сколько слов английского языка каждый из людей, прошедших тестирование знает в сумме. Для участников, возраст которых составлял 22 года, эта цифра оказалась примерно равна 42 тысячам.

Как сообщают ученые, после достижения двадцатилетнего возраста человек продолжает пополнять свой лексикон новыми словами примерно раз в два дня, то есть к шестидесятилетию количество известных человеку слов вырастает еще примерно на шесть тысяч.

Средний активный словарный запас русскоязычного человека, по подсчетам уже российских исследователей, таков:

  • К началу школы ребенок знает в среднем 20 тысяч слов (включая производные), к моменту выпуска эта величина увеличивается до 51 тысячи, то есть в 2.5 раза.
  • Закончившие только школу взрослые знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в свое время.
  • Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование взрослых практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  • Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  • Кандидаты и доктора наук знают в среднем на 5 тысяч больше – 86 тысяч слов.


Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.

Источники лексикона

Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.

В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

— это не миф. В то время, когда я учился в школе, я не знал, зачем нам нужны такие предметы как русская литература. Мне не интересны были классические книги Пушникина, Толстого, Достоевского и других русских классиков. В той же самое мере мне были непонятны такие предметы как философия, риторика, татарский язык (живу в Татарстане). И лишь когда ты становишься взрослым, то понимаешь, что такие вещи как богатый словарный запас — это очень важно для достижения успеха в жизни и играет если не роль главного фактора побед, но это еще один вклад твоих родителей в твою будущую конкурентоспособность. Когда мы становимся взрослыми мы готовы платить большие деньги за обучение тому, чему нас учили в школе бесплатно.

Словарный запас Шекспира по мнению филологов составлял 12 тысяч слов. Чтобы более-менее свободно общаться на английском языке, нужно знать и понимать порядка 1000 слов в лексиконе и знать кое-какие устойчивые выражения и конструкции. Но этого словарного запаса будет явно недостаточно, чтобы свободно изъясняться и иметь богатую речь.

Вам нужно повысить словарный запас

Чтобы хорошо излагать свои мысли , нужно иметь серьезный словарный запас. В этом сходятся многие эксперты. Часто бывает так, что успешный человек неплохо показывает себя в делах, но на деловой встрече и нескольких слов связать не может. Как повысить словарный запас? Есть разные способы. Многие советуют больше читать разнообразной литературы и тем самым ты косвенно повышаешь и свой словарный запас и грамотность и качество своей устной речи.

Кстати, знать много интересных слов и красиво говорить — это не одно и то же. Ваш словарный запас должен быть дополнен обширным кругозором и знаниями, красивой речью, выразительностью. Здесь стоит обратить внимание на такую вещь как риторика. Там учат красиво говорить. Пробуйте слушать других людей, а также пробуйте сами выступать на публике. Очень быстро качество вашей речи улучшится.

Имея богатый словарный запас — ты станешь более сильным переговорщиком . Это реальный бизнес-навык, который эксплуатирует филологию в капиталистических целях. Тебе реально будет проще , когда ты наконец-то научишься связывать воедино хотя бы несколько слов, а не разговаривать обрывистыми предложениями.

Способы пополнить словарный запас

3. Читайте специализированную и художественную литературу, а также научно-популярные книги. Не помешает изучать что-нибудь из серии «нон фикшн»

Врезка: non fiction — нонфикшн — это особый жанр документальной литературы, где изложение строится по мотивам реальных событий. Документальная проза . Колчиество художественного вымысла в этом жанре невелико и нужно только чтобы придать больше яркости изложению. Стиль изложения публицистический. Рассказ ведется со слов очевидцев, на базе реальных документов. В документальной прозе прослеживается и субъективный взгляд автора, который может не совпадать с общепринятой точкой зрения.

4. Смотрите в Youtube культурных питерских авторов . В целом то, что в таких городах как Петербург более развит человеческий капитал, а значит и речь — это правда. Я смотрю Константина Заруцкого — известного автовидеоблоггера и оказывается, что привычны слова можно использовать в очень интересных форматах. Рекомендую.

5. Каждое новое слово — вбивай в гугле и смотри , что оно значит. Это поможет в развитии словарного запаса. К примеру, я только что узнал, что такое документальная проза и стал владельцем немного более богатой речи.

6. Говорят, что словарный запас можно прокачать при помощи написания своих статей или при помощи прослушивания аудиокниг . Пользно для тех, кто долго добирается до работы. Плеер вам в уши. Я же думаю, что поступить а аспирантуру, начать писать диссертацию или хотя бы проучиться несколько лет в хорошем университете — здорово расширяет словарный запас.

7. Изучение иностранных языков тоже здорово расширяет твою способность красиво говорить, к примеру, используя заимствования.

8. Используйте в речи новые фразы, слова и поговорки. Полезно изучать стихи.

В сухом остатке богатый словарный запас имеет огромное значение для человека и его успешности. Это показатель интеллектуального и социального уровня твоей личности и твоего профессионализма.

​​​​​​​Если хотите говорить и писать красиво, развивайте свой словарный запас.

Есть три типа словарного запаса:

  • Активный – знаем и активно используем в речи. «Слово», «Поезд», «Дом».
  • Пассивный – знаем, но в речи практически не используем. «Утончённый», «Купаж», «Многорукий», «Божественный», «Солидарен».
  • Внешний – не знаем этих слов. «Кабатчик», «Абазины».

Зубрение словарей бесполезно, оно развивает Внешний словарный запас. Большинство слов Внешнего словарного запаса не знакомы людям и звучат вычурно.

Чтобы увеличить словарный запас, необходимо переносить слова из Пассивного словарного запаса в Активный. Тогда вы будете использовать достаточно редкие слова, при этом вас будут понимать окружающие.

Упражнения для развития словарного запаса

(упражнения можно выполнять как устно, так и письменно; рекомендую оба варианта для развития как устного, так и письменного словарного запаса)

  • История в Существительных

Расскажите короткую историю, использую исключительно существительные. Утро, работа, выход, подъезд. Ключ, машина, зажигание… неудача! Повтор – неудача возобновление… отчаяние… предвкушение опоздание, начальство негодование! Смекалка – решение!

  • История в глаголах

Повторите предыдущее упражнение, используя только глаголы. Просыпаюсь, умываюсь, выхожу. Гляжу, заперли! Оглядываюсь, ругаюсь, проклинаю. Ищу, верю пишут, ждут позвонят. Ищу… отчаиваюсь… - Это упражнение сложнее.

  • История в прилагательных и наречиях

То же самое, только в прилагательных и наречиях – самое сложное из трёх.

  • Алфавит

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающие последовательно с букв алфавита (кроме тех, на которые слов нет или совсем мало). > а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ч ц ш щ э ю я. Например, Ангола бодрствует вечерами глядя далеко если заря живёт исключительно красным лиловым малиновым. Новости организуются простым распорядком следовательно триумф уступает физически хищным чашелистикам. Цапля широко щекочет экстремальную юркую ящерицу.

  • Монофон

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающиеся на одну букву. Например, на букву «П». Речь не обязательно должна быть осмысленной, но в ней должны логично связываться существительные, глаголы, прилагательные наречия и другие части речи. Например, Прекрасный патрульный поворачивается проворно, провокации пресекает, преследует преследуемых по простым правилам. - Хороший результат – минута непрерывной речи.

Эти упражнения довольно трудные, они заставляют интенсивно работать со словарным запасом. Многие слова обновляются в памяти и переходят из Пассивного словарного запаса в Активный. С другой стороны, выполнять эти упражнения гораздо интереснее, чем штудировать скучные словари!

Вывод: важно развивать Активный словарный запас. Упражнения интереснее и эффективнее, чем штудирование словарей.