Как выглядит алтарь в церкви. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство - Алтарь. Клирос, что это
Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.
Что такое паперть?
это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.
Что такое притвор?
В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.
Основная часть храма.
После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.
Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?
Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).
Что такое амвон?
— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.
Что такое клирос?
— это место в храме для клириков (певчих)
Что такое иконостас и царские врата в храме?
— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.
Что такое алтарь в церкви?
– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.
Можно ли входить женщинам в алтарь?
Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.
Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,
В середине алтаря находится Престол
, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник
. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.
И ее внутреннее устройство целиком и полностью выражают свое устремление к Господу, а также служат спасению . Обычно та часть храма, в которой находится алтарь, обращена . Дело в том, что именно восток символизирует рай.
Любая христианская церковь может иметь от одного до нескольких куполов. Один купол – это Спаситель, три купола – святая Троица, пять куполов – Христос и четыре апостола-евангелиста. Если храм имеет двенадцать куполов – это двенадцать апостолов-учеников Иисуса Христа. Купола христианской церкви завершаются восьмиконечными крестами, символизирующими спасение.
Часть церкви, отделенная от нее сплошной стеной, притвором. Она служит местом пребывания для кающихся и оглашенных. Вообще притвор является символом земного бытия. Также рядом с христианской церковью обычно располагается звонница (или колокольня).
Внутреннее устройство христианской церкви
Алтарь. Это символ Небесного Царства и области Божьего бытия. Полукруглый алтарь обычно отделен от средней части специальной алтарной преградой. Она развивается до иконостаса. Внутри алтаря находится специальный престол, служащий для свершения тех или иных церковных таинств.
В левой части престола обычно находится жертвенник. Это место необходимо для свершения проскомидии. Справа от престола находится диаконник, т.е. место, где совершаются литургии. Часть алтаря, направленная на восток, имеет одну или три апсиды – округлые формы. Возвышение, которое находится между алтарем и средней частью христианской церкви, называется солеей. Это – место всех церковнослужителей. В его центре находится амвон, необходимый для проповеди.
Средняя часть христианской церкви – это своеобразный мир Ангелов и праведников, символизирующий человеческую природу Иисуса Христа и душу человека. Эта часть может иметь разнообразные формы – от продолговатой или округлой до восьмиугольной. Сегодня наиболее распространена крестово-купольная форма церкви. Внутри средней части церкви обычно размещаются хоры (галереи), а также дополнительные приделы – особые алтари, обращенные на восток и отделенные от основной церкви своим собственным иконостасом.
Стоит отметить, что весь интерьер христианской церкви покрыт настенными росписями. Это фрески. Они располагаются по принципу иерархии священных изображений и в соответствии с символикой всех частей храма. Все фрески представляют стилистическое единство – единую догматическую систему, которая непосредственно связана с литургическим действом. Алтарь также расписан фресками.
Устройство, оснащение храма, символика и церковная утварь.
Иконостас
Что и почему?
Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор .
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.
В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
Православные храмы строятся, в основном, алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас "Восток", от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: "Солнце правды", "с высоты Востока", (т.е. "Восток свыше"); "Восток имя Ему". Некоторые храмы строятся алтарём на юг, т.е. ориентированы на Иерусалим.
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраивается несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью, храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Святой Троицы; пять глав Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Самая главная часть храма есть алтарь . В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , на котором совершается Таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник.
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней белой, из полотна, и верхней - из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица .
Называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной литургии (слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").
Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам плат, которым была обвита голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.
Евангелие - это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.
Крест - это меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник , т.е. подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест и запрестольный образ Матери Божией . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для Таинства Причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
Святая Чаша , или потир, в который перед Литургией вливается вино с водой, прелагаемое потом за Литургией в кровь Христову.
Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной литургии, для преложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собой одновременно и ясли, и Гроб Спасителя.
Звездица , состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собой звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
Копие - нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.
Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.
Плат - для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами . Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется возду хом , знаменуя собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.
На жертвеннике еще находится ковш , в котором подается вначале проскомидии вино с водой для вливания в святую чашу; потом, перед Причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после Причастия.
В алтаре также есть кадильница , или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.
Каждение перед святым престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий , употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божественное и человеческое.
Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.
Рипидами , или опахалами , называются прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением на них херувимов. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения Святых Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении Таинства Причащения.
С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, на которой размещены иконы и которая называется иконостасом .
В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов : Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами по православной традиции должна помещаться икона "Евхаристия", на которой изображено Причащение Господом на Тайной вечере апостолов Святыми Дарами; в позднее время на этом месте стали часто помещать изображение Тайной вечери - список с картины Леонардо да Винчи.
Справа от Царских врат всегда помещается икона Спасителя , а слева - икона Божией Матери .
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.
Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеёй .
Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектений и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви , т.е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.
В храме имеется еще канунник или канун , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом, и устроена подставка для свечей, где прихожане ставят свечи за упокой души усопших рабов Божиих. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи о здравии тех, кого они поминают.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
За разъяснениями непонятных слов можете обратиться к страничке "Словарик" .
В нешнняя символика храма.
Фильм "Азбука православия".
С ионская горница.
Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.
Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.
Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.
Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.
Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».
По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.
Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э .
Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.
Б азилика.
Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви.
Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.
К атакомбы.
Катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме — стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства.
Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями.
Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы — помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.
Крипты — использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек.
Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.
Капеллы — храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.
Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин. Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени.
Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.
Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая и Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.
Символические изображения в катакомбах, следующие:
якорь — знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;
голубь — символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;
феникс — мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;
павлин — символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;
петух — также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;
агнец — символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;
лев — символ силы, могущества, власти;
оливковая ветвь — символ мира, возрождающейся жизни;
лилия — символ чистоты;
рыба — глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
виноградная лоза и корзина с хлебом — символизируют Таинство Причащения.
К ак языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей — так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников. Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; Пророк Даниил между львами; получение скрижалейпророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.
И зображения Христа в катакомбах были трех типов;
- Символический:
Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.
- Античный:
Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.
- Византийский:
лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.
И зображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах.
Эти изображения делились на два типа:
- Античный:
Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Её лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках- Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом па голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.
- Византийский:
Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.
Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.
В капеллах , площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой - солея , представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря плошадку, затем следовала средняя часть храма, далее — его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон , с которого обычно произносились проповеди.
Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.
Разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базилика, в то время как в Восточной Церкви в V - VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль.
В изантийская храмовая архитектура.
Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке , а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства.
Разделение Римской империи на западную — Римскую и восточную — Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-католическую, и Восточную, Греко—Кафолическую. Значения слов "католическая" и "кафолическая" одинаковы — вселенская.
Эти различные написания приняты для отличия Церквей: католическая — для Римской, Западной, и кафолическая — для Греческой, Восточной. Церковное искусство в Западной Церкви пошло своим путем. Здесь наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика.
А в Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.
Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух — а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.
Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.
Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.
Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.
Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.
Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.
Р усская деревянная архитектура.
В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.
Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.
Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.
Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).
К аменные шатровые церкви.
Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.
Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы).
Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI в .
В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.
Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в . церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.
Шатровое зодчество XVI - XVII вв. ,черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.
К рестово-купольные храмы Древней Руси.
Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V - VIII вв. стал господствующим в архитектуре Византии с IX в. и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.
X VII в. Новые стилистические формы
Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру.
Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.
Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII в. постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.
Как некое предвестие новой эры петровских реформ воспринимается деятельность ряда московских архитекторов конца XVII в. - Осипа Старцева (Крутицкий теремок в Москве, Никольский военный собор и собор Братского монастыря в Киеве), Петра Потапова (церковь в честь Успения на Покровке в Москве), Якова Бухвостова (кафедральный Успенский собор в Рязани), Дорофея Мякишева (собор в Астрахани), Владимира Белозерова (церковь в подмосковном селе Марфине).
Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила ("Меньшикова башня"), сочетал традиционные для русского зодчества XVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры.
Сооружая Смольный монастырь в Петербурге в стиле барокко, Б. К. Растрелли сознательно считался с традиционно православным планированием монастырского ансамбля. Тем не менее достичь органического синтеза в XVIII - XIX веках не удалось. Начиная с 30-х годов XIX века постепенно возрождается интерес к византийской архитектуре.
Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.
Т ипы храмовой архитектуры.
Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.
Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строилисьв знак того,что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.
В нешний вид храмов.
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.
Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Абсида
— алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Аркатурный пояс
— украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Барабан
— цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой
— барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закомара
— в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб
— основной объем храма.
Лемех
— деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица
— церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф
(франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов (продольная галерея со сводчатым потолком с опорой на колонны).
Паперть
— открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пилястра
(лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет
— нижний этаж здания.
Поребрик
— декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Портик
— галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел
— небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Портал
— архитектурно оформленный вход в здание.
Рустовка
— декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Трапезная
— часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Шатер
— высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII
века.
Ширинка
— прямоугольная впадина в стене.
Фронтон
— завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко
— шар на завершении купола под крестом.
Ярус
— убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
М ногоглавие храмов.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами , которые символизируют духовное небо.
Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.
Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Ф
орма и цвет куполов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма
символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.
Подробнее о формах глав (купольных покрытий) древнерусских храмов можно ознакомиться .
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима. По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник — Пасху).
Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т.д. Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке.
К олокольни, звонницы.
Колокольня — башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.
В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане. Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания.
Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу.
В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.
Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.
До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).
Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц:
стенообразные
— в виде стены с проемами;
столпообразные
— башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе;
палатного типа
— прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.
И еще несколько слов хотелось бы сказать о символике самих материалов, из которых созидались храмы Божии — о камне и о дереве.
Камень — символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, — прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).
Дерево — символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.
Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.
Основные части соборов называются:
- алтарь – святое место;
- наос – средняя часть;
- притвор.
Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.
Схема внутреннего устройства православного храма
Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть - площадка перед входом в церковь.
На чертеже изображены основные части строения православного храма.
Описание внутреннего строения храма
Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.
Притвор
Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.
К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.
При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.
Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.
Святилище храма — средняя часть
Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.
Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.
Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.
Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.
На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.
Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.
Солея в храме
Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.
По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.
Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.
На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.
Алтарь в церкви
Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.
Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.
Внутри алтарь состоит из:
- Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
- Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
- Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
- Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.
Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.
Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.
Церковный придел
По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.
Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.
Престол
Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.
Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.
Жертвенник в православном храме
Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.
Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.
Амвон
Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.
Архитектурные элементы храма
По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:
- Креста – символа спасения.
- Круга, символизирующего вечность.
- Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
- Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
- Корабля, повторяющего Ноев ковчег.
Принадлежностью убранства храма являются:
- образы на иконах и фресках;
- светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы ;
- лампады.
Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.
Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.
Храм - это здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем, делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами .
В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, символизирующим небо. Освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.
Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:
· Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
· Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа , две области творения (ангельскую и человеческую).
· Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
· Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
· Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
· Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
· Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
· Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламя свечи.
Цвет купола также важен в символике храма:
· Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
· Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества
Православные храмы имеют различную внешнюю форму:
1. Продолговатого четырех-угольника (вид корабля). Мир есть житейское море, а церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного.
2. Форму креста. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.
3. Форму звезды. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.
4. Форму круга. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно.
Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.
Так, например:
· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
· Красный - посвященный мученику (мученикам)
· Зелёный - преподобному
· Жёлтый - святителю
Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть, или собственно храм и алтарь.
Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.
Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.
Солея - (гр σολ?α, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.
Амвон - полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма.
И к нему вела каменная дорожка-помост (архиерейская кафедра посреди храма - остаток древнего амвона). Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.
Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Иконостас - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами , а боковые — северными и южными, также их еще называют диаконскими. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.
Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.
2. Наружный вид православных храмов.
Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Барабан - (глухой, световой) цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Световой барабан - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.
Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб - основной объем храма.
Купол - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пилястра - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Портал - архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко - шар на завершении купола под крестом.
Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.